Доброго времени суток!
Сегодня рассматриваем внимание с другой стороны, с точки зрения актерского мастерства. Умение владеть своим вниманием крайне важно не только для актера, но и для любого человека.
Когда наше внимание рассеяно, то мы плохо усваиваем информацию, которую собираемся получить. Чтобы плодотворно работать нужно научиться собирать свое внимание, концентрироваться на задаче.
Для тренировки внимания есть немало упражнений. Очень простые, и в то же время эффективные, упражнения дает в своей книге «Две части системы Станиславского» Михаил Чехов.
Всем начинающим актерам советую прочитать оба тома М. Чехова. Эти книги будут полезны не только актерам, но и любому человеку, который хочет научиться искусству владеть собой.
Приведу здесь упражнение на внимание из книги Михаила Чехова:
«Выберите простой предмет. Рассмотрите его. Чтобы избежать «гляденья» на предмет-опишите для себя его внешний вид.
Продолжайте внутренне ( психологически) все 4 действия, составляющие процесс внимания:
1) держите предмет,
2) притягивайте его к себе,
3) устремляйтесь к нему,
4) проникайте в него, как бы стараясь слиться с ним.
Каждое из этих действий проделайте сначала отдельно, потом вместе, соединяя по два, по три и так далее.
Продолжайте упражнение, следя за тем, чтобы ни органы ваших чувств, ни мускулы тела не напрягались излишне.
Меняйте объекты вашего внимания в такой последовательности:
1. Простой, видимый предмет.
2. Звук.
3. Человеческая речь.
4. Простой предмет, вызванный в воспоминании.
5. Звук, вызванный в воспоминании.
6.Человеческая речь (слово или одна фраза), вызванная в воспоминании.
7. Образ человека, которого вы хорошо знаете, вызванный в воспоминании.
8. Образ, взятый из пьесы или литературы.
9. Образ фантастического существа, пейзажа, архитектурной формы и т. п. , созданный вами самими.
Упражняйтесь до тех пор, пока внимание с его четырьмя действиями не станет для вас легко выполнимым единым душевным актом.
Сосредоточив внимание на объекте, начните одновременно выполнять простые действия, не имеющие к объекту внимания прямого отношения: например, держа в сфере внимания образ человека, начните убирать комнату, приводить в порядок книги, поливать цветы или делать любое легко выполнимое действие.
Процесс внимания протекает в душевной сфере и не может быть нарушен внешними действиями, одновременно с ним совершаемыми.
Следите, чтобы внимание по возможности не прерывалось. Не доводите себя до утомления в особенности вначале. Регулярность в упражнениях (2-3 раза в день) важнее, чем их длительность. Время от времени возвращайтесь к первоначальным, более простым упражнениям.»
Как видишь, ничего сложного. А результат упражнения тебе понравится. Только нужно немного поработать над собой.
Расскажу тебе историю, которая произошла со мной вчера.
Мы с коллегой играли спектакль для детей. Все шло хорошо, пока не появились снежинки. Красивые нарезанные снежинки из фольги вызвали особый интерес у малышей. Видимо, возникли ассоциации с Новогодними праздниками. И весь первый ряд ринулся собирать эти снежинки. Здесь актеру приходится горячо. Важно держать образ и, в то же время, как то нужно усадить малышей на места. Как не выходя из образа, не нарушая атмосферу спектакля убедить маленького человечка вернуться в зал?
Обычно на этом спектакле, нам это удавалось. Либо волк их пугал и они разбегались, либо слова, сказанные другим персонажем их убеждали. Во всяком случае, удерживать внимание на образе получалось. И целостность спектакля не страдала.
Но вчера дети были не управляемы. Взрослые умилялись над проказами малышей, которые уже добрались до декораций. Спектакль был на грани срыва. Помощи извне не ожидалось… Нас двое. Идет сцена зайца и снежинки. Важный момент, где заяц принимает решение пожертвовать собой ради спасения друга. Нежные музыкальные звуки…Все рушится.
И вдруг я слышу устрашающий голос коллеги. Она вышла из образа. Мой заяц застыл на месте от ужаса)) Коллега взывала к родителям, объясняла, как нужно себя вести в театре…
Дети сразу разбежались по местам. Заяц «оттаял» и с этого места все пошло, как ни в чем не бывало. Коллега сразу же вошла в образ и мы прекрасно доиграли спектакль.
Я рассказала про этот случай имея две цели:
1) как пример концентрации внимания— необходимой части актерского мастерства.
2) как обращение к взрослым- воспитывать правильное отношение у детей к театру, объяснять им перед спектаклем правила поведения в театре. Не давайте малышам выходить на сцену во время спектакля. Мешая работать актерам, они мешают смотреть и другим зрителям, которые внимательно следят за происходящим на сцене.
Благодарю тебя за внимание, мой дорогой Друг.
До новой встречи!